Моторы постоянного тока – электродвигатели, питаемые от источника постоянного тока (батареи, выпрямленного тока или промышленного генератора). В классическом исполнении это двигатели с коллектором и щётками, где подача напряжения на обмотки ротора осуществляется через коммутацию (коллекторный узел). Двигатели постоянного тока отличаются тем, что их скорость вращения легко регулируется изменением подводимого напряжения или сопротивления в цепи, а также тем, что они обладают высоким пусковым моментом. Существуют и бесщёточные DC-моторы (BLDC), которые используют электронную коммутацию и фактически являются разновидностью синхронных двигателей с постоянными магнитами.
Сферы применения: В промышленности моторы постоянного тока традиционно применялись там, где требовалось плавное регулирование скорости до появления современных частотных преобразователей. Например, в электроприводах станков, прокатных станов, подъёмников и кранов старых конструкций часто устанавливались мощные DC-двигатели. Также двигатели постоянного тока используются в мобильной технике (электропогрузчики, электромобили), где питание осуществляется от батарей. Сегодня во многих стационарных установках их вытесняют асинхронные трёхфазные двигатели с регулируемыми приводами (частотными преобразователями) из-за более простого обслуживания и отсутствия щёточного узла. Тем не менее, DC-моторы остаются востребованными в системах автоматизации, приводах с высокодинамичными требованиями и в качестве сервоприводов. Промышленные DC-двигатели могут оснащаться датчиками положения, системой управления возбуждением и прочной конструкцией для тяжёлых условий эксплуатации.
См. также: Регулируемый привод, Серводвигатель.