Муфта – механическое устройство, предназначенное для соединения двух валов с целью передачи крутящего момента от одного вала к другому. Муфты позволяют компенсировать небольшие отклонения в соосности (несовпадение осей валов), смягчать ударные нагрузки и вибрации, а также при необходимости быстро разъединять соединение. Существует множество типов муфт: жёсткие (жёстко связывающие валы без допуска смещения), упругие (с эластичными элементами, снижающими вибрации), зубчатые, кулачковые, цепные, гидравлические и др. Выбор типа муфты зависит от требуемого крутящего момента, допускаемого смещения, условий эксплуатации и необходимости защитных свойств (например, предохранительные муфты ограничивают передаваемый момент при перегрузке).
Сферы применения: Муфты используются практически во всех узлах приводной техники, где нужно соединить выходной вал двигателя, редуктора или мотор-редуктора с рабочим механизмом. Например, электродвигатель может соединяться через упругую муфту с насосом или компрессором, чтобы сгладить рывки при пуске. В конвейерных системах муфта стыкует редуктор с барабаном, передавая усилие на ленту. В станках и роботизированных комплексах прецизионные муфты обеспечивают точную передачу движения без люфтов. Правильно подобранная муфта продлевает ресурс подшипников, снижает шумность и предотвращает поломки при ударных нагрузках. Для некоторых видов муфт (например, зубчатых) необходима регулярная смазка, чтобы уменьшить износ зубьев. Регулярный осмотр муфт (на предмет износа эластичных элементов или люфтов) входит в стандартный процесс обслуживания промышленных приводов.
См. также: Приводные шкивы, Редуктор.