Осевая нагрузка – сила, действующая вдоль оси вала или элемента конструкции. В контексте приводной техники осевая (аксиальная) нагрузка на вал означает продольное усилие, которое приложено к валу электродвигателя или редуктора. Такая нагрузка возникает, например, из-за работы наклонных (спиральных) зубчатых передач, создающих осевой компонент силы, или из-за массы и давления перемещаемого груза (как в винтовых конвейерах или вертикальных насосах). Осевая нагрузка отличается от радиальной тем, что направлена вдоль оси вращения, и требует специальных мер в конструкции для её восприятия.

Значение: При проектировании и подборе мотор-редукторов и подшипников важно учитывать допустимые осевые нагрузки. Производители редукторов обычно указывают максимально допустимую осевую нагрузку на выходном валу, чтобы исключить преждевременный износ или повреждение подшипников. Например, если на вал редуктора действует значительная осевая сила (тяговое усилие, подъёмное усилие), конструкция предусматривает установку упорных (радиально-упорных) подшипников, способных выдерживать это давление. В вертикальных приводах (например, приводах мешалок или насосов, работающих вертикально) осевая нагрузка от веса ротора и рабочего органа также учитывается при выборе двигателя – часто применяются двигатели с усиленными упорными подшипниками. Превышение допустимых осевых нагрузок может привести к перегреву и выходу из строя подшипников или к деформации валов. Поэтому инженеры всегда учитывают комбинацию осевых и радиальных сил при разработке промышленного привода. 

См. также: Радиальная нагрузка, Редуктор.