Передаточное отношение – коэффициент, показывающий, во сколько раз изменяется скорость вращения (и соответственно крутящий момент) между входным и выходным валами механической передачи. Для редукторов передаточное отношение определяется как отношение угловой скорости (или частоты вращения) на входе к скорости на выходе. Например, передаточное число 10:1 означает, что выходной вал вращается в 10 раз медленнее входного, при этом крутящий момент на выходе возрастает примерно в 10 раз (без учёта потерь на трение). Передаточное отношение больше 1 характерно для понижающих редукторов, а меньше 1 – для повышающих (мультипликаторов скорости).
Роль в приводной технике: Передаточное отношение – один из основных параметров редуктора или мотор-редуктора. При проектировании привода инженеры подбирают это отношение, чтобы достичь требуемой частоты вращения механизма и нужного крутящего момента. Например, для конвейера может потребоваться снизить скорость электродвигателя с 1500 об/мин до 50 об/мин на валу барабана – это достигается редуктором с передаточным числом ~30. Выбор значения влияет на конструкцию: большие коэффициенты (например, 100 и более) реализуются многоступенчатыми редукторами (двух-, трёхступенчатыми или с планетарной передачей). Неверно выбранное отношение приведёт либо к нехватке силы (если оно слишком малое), либо к излишне медленной работе и неэффективному использованию двигателя (если слишком большое). Хотя скорость привода можно изменять и другими способами (ременными вариаторами, преобразователем частоты), основной фиксированный коэффициент задаётся редуктором.
См. также: Редуктор, Крутящий момент.