Поверхность зубьев – рабочая поверхность зубчатых колёс (шестерён) в редукторе или другом механизме, через которую происходит контакт и передача нагрузки между зубьями. Состояние поверхности зубьев напрямую влияет на износ, шумность и эффективность работы зубчатой передачи. Идеально поверхность зубьев должна быть гладкой, прочной и правильно профилированной (с нужным эвольвентным профилем), чтобы обеспечить оптимальный контакт.
Характеристики и обработка: В промышленной приводной технике зубья шестерён часто подвергаются специальной обработке: закалке и шлифованию (или хонингованию) для достижения высокой твёрдости и низкой шероховатости поверхности. Например, зубья высоконагруженных редукторов цементируются и закаливаются до твёрдости порядка 58–62 HRC. Закалённая и отшлифованная поверхность зубьев значительно повышает ресурс работы редуктора, снижает трение и потери (улучшая КПД), а также уменьшает шумность передачи. Наоборот, шероховатые или неправильно обработанные зубья могут вызывать повышенный износ и вибрации. Правильная смазка редуктора обеспечивает создание масляной плёнки на поверхности зубьев, что предотвращает прямой металлический контакт и уменьшает трение. При эксплуатации важно следить за состоянием зубьев: появление задиров, питтинга (точечных выкрашиваний) или изменения цвета (признак перегрева) сигнализирует о проблемах с нагрузкой или смазкой. Качественная обработка поверхности зубьев – залог надёжной и тихой работы редуктора на протяжении длительного времени.
См. также: Смазка редуктора, Шумность.