Приводные шкивы – колесообразные элементы, служащие для передачи вращательного движения при помощи гибких связующих элементов (ремней, канатов). Они устанавливаются на валах двигателя, редуктора или рабочего механизма и посредством натянутого между ними ремня позволяют передавать крутящий момент на расстояние. Приводные шкивы изготавливаются из металла или прочного пластика и имеют специальные профили под тип ремня: клиновые (V-образные) шкивы для клиновых ремней, зубчатые шкивы для зубчатых (синхронных) ремней, цилиндрические барабаны для плоских лент и т. п. Диаметр ведущего и ведомого шкива определяет передаточное отношение ременного привода.

Сферы применения: Приводные шкивы и ремни широко применяются там, где требуется гибкость компоновки и возможность изменения передаточного числа. Например, в вентиляторах и насосах электродвигатель часто соединяется с рабочим валом через пару клиноременных шкивов – это позволяет подобрать оптимальные обороты вентилятора и снижает вибрации. В станках раньше применялись ступенчатые шкивы (с несколькими ручьями разного диаметра) для переключения скоростей шпинделя ремнём. В конвейерных системах барабан (ведущий шкив) приводит в движение транспортерную ленту. Преимущества ременных передач с шкивами – плавность хода, защита от перегрузки (ремень может проскользнуть), простота обслуживания. Однако ременные приводы уступают прямым (муфта, редуктор) по компактности и иногда требуют контроля натяжения ремня. Правильный выбор материала и размера шкива, а также использование качественных ремней для приводов, обеспечивает длительный ресурс работы передачи. 

См. также: Ремни для приводов, Муфта.