Радиальная нагрузка – сила, действующая перпендикулярно оси вала (то есть по радиусу от центра вращения). В применении к приводной технике радиальная нагрузка на вал электродвигателя или редуктора – это боковое усилие, вызванное натяжением ремня на шкиве, зацеплением зубчатых колёс, весом закреплённого на валу шкива или барабана и другими факторами. Радиальные силы стремятся изгибать вал и нагружают подшипники в радиальном направлении.
Значение в конструкции: Конструктивно подшипники и сам вал должны быть рассчитаны на возникающие радиальные нагрузки. Производители редукторов и мотор-редукторов в технических характеристиках указывают максимально допустимые радиальные нагрузки на выходном валу. Превышение этого значения приводит к ускоренному износу подшипников, прогибу вала и снижению ресурса привода. Например, при использовании приводного шкива большого диаметра на валу редуктора возникает значительное радиальное усилие из-за натяжения ремня – в таких случаях может потребоваться дополнительная опора или вынесенный подшипниковый узел. Для уменьшения радиальной нагрузки применяют конструктивные меры: устанавливают более крупные подшипники, двойные опоры валов, оптимизируют расположение нагрузки ближе к корпусу редуктора. В расчётах инженеры обязательно учитывают радиальные нагрузки совместно с осевыми, чтобы подобрать правильный тип подшипников (радиальные, радиально-упорные) и обеспечить надёжную работу привода.
См. также: Осевая нагрузка, Редуктор.