Редуктор – механическое устройство (узел), предназначенное для преобразования частоты вращения и крутящего момента. Проще говоря, редуктор понижает скорость вращения с входного вала и пропорционально повышает крутящий момент на выходном валу. Это достигается с помощью системы зубчатых передач (шестерён), заключённых в корпусе. Редукторы бывают разных типов в зависимости от конфигурации и вида зубчатых передач: цилиндрические (с параллельными валами и прямыми или косыми зубьями), конические (с передачей под углом, конические шестерни), червячные (винтовая передача с высоким передаточным отношением), планетарные (компактные с несколькими сателлитами) и комбинации этих схем.

Применение: Редукторы широко используются в приводной технике, где необходимо адаптировать высокие обороты электродвигателя к нужной более низкой скорости механизма. Почти в каждом промышленном станке или механизме – от конвейера до крана или смесителя – между двигателем и рабочим органом установлен редуктор. Он позволяет получить требуемое передаточное отношение и достаточный крутящий момент для перемещения нагрузки. При выборе редуктора учитывают требуемое передаточное число, мощность и скорость двигателя, нагрузку (радиальную и осевую) на выходном валу, условия эксплуатации (влажность, пыль, температурный режим) и требуемый ресурс работы. Редукторы выпускаются в стандартных типоразмерах, с различными вариантами крепления (на лапах, фланцевые, соосные) для удобной интеграции в оборудование. Надёжный редуктор обеспечивает плавную и эффективную работу привода, требуя минимального обслуживания (обычно достаточно периодически менять или контролировать смазку). 

См. также: Мотор-редуктор, Передаточное отношение.