Синхронный электродвигатель – электрический двигатель переменного тока, ротор которого вращается с той же скоростью, что и вращающееся магнитное поле статора (без скольжения). В отличие от асинхронного двигателя, у синхронного мотора скорость ротора строго определяется частотой питающей сети и числом полюсов и не зависит от нагрузки (до критического момента синхронизации). Реализуется это двумя основными способами: ротор либо содержит постоянные магниты (как в современных сервомоторах и электромобилях), либо имеет электромагнитную обмотку возбуждения (как в классических крупных синхронных машинах), питаемую постоянным током через контактные кольца.

Особенности и применение: Синхронные двигатели обладают рядом преимуществ. Они поддерживают постоянную скорость под нагрузкой, а при правильном возбуждении способны повышать коэффициент мощности сети (большие синхронные двигатели иногда используют для компенсации реактивной мощности). Двигатели с постоянными магнитами (PMSM) отличаются высоким КПД и большим удельным моментом, поэтому применяются там, где важны компактность и точность – например, в сервоприводах, лифтовых приводах, энергоэффективных промышленных электроприводах. Классические синхронные электродвигатели находят применение в мощных насосах, компрессорах, мельницах (где требуются сотни или тысячи кВт) – их запускают через возбудитель или частотный преобразователь для снижения пусковых токов. Недостатками синхронных машин являются более сложная конструкция (система возбуждения или редкоземельные магниты) и требовательность к системе управления. Тем не менее, в эпоху энергосбережения и прецизионного контроля синхронные двигатели (особенно с постоянными магнитами) всё шире используются в приводной технике

См. также: Асинхронный двигатель, Серводвигатель.